Пластиковые монеты


    Монетные дворы мира давно перепробовали все подходящие для чеканки металлы и сплавы. Нетрадиционные материалы   например  акрил – пока используются лишь для сувенирных монет. В 1920-х годах в некоторых городах Германии пытались выпускать денежные знаки из фарфора. Первые же «ходячие» неметаллические монеты, сделанные из пластика, появились почти 100 лет назад на периферии цивилизованного мира -  Кокосовых островах.
  История колонизации этого уголка земли сама по себе удивительна.  Кокосовые острова, расположенные в Индийском океане к юго-западу от Явы, открыл англичанин Уильям Килинг в 1609 году. Острова были необитаемы –  не освоены людьми. Первое поселение появилось здесь лишь в 1826 году. Хитроумный британский торговец с простой фамилией Хейр (по-русски - Зайцев) решил оборудовать на Кокосах склады для ост-индских специй, которые задумал покупать и хранить во времена избытка и отправлять в Европу в случае дефицита. Его партнером стал шотландец Джон Клюни-Росс – капитан, служивший в компании Хейра и по заданию шефа обследовавший острова на предмет основания колонии.
  Александр Хейр привез сотню рабочих – малайцев, китайцев, индусов, а Клюни-Росс перебрался на Кокосы со всей семьей – женой, шестью детьми и тещей. Кроме того, он нашел в Британии десяток парней, согласившихся поискать счастья на краю света. Но уже через год партнеры поссорились. Хейр хотел жить как султан (ему уже доводилось быть таковым в одном из местечек Борнео), торговец даже завел себе нечто вроде гарема.  А капитан Клюни-Росс был увлечен идеями социальной справедливости и желал обустроить жизнь колонии именно на таких началах.  Партнеры разъехались по разным островам.  Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы у Хейра не возникли финансовые проблемы – задумка со складами для специй оказалась неудачной.  В 1831 году он уплыл «по делам» и не вернулся…
  Колония осталась почти без средств к существованию.  Джон Клюни-Росс убедил поселенцев не покидать острова и заняться производством копры и кокосового масла.  Под его руководством колонисты построили парусник для доставки своего товара на Яву.  Начинание оказалось успешным, поселение стало богатеть.  В 1857 году Кокосовые острова были провозглашены британской королевской колонией, и Клюни-Россу достался пост ее губернатора.  После его смерти в 1871 году все полномочия перешли к его сыну, а затем внуку - Джорджу, который дождался от королевы Виктории дарования островов Клюни-Россам в вечную собственность под протекторатом Великобритании.  К тому моменту на Кокосах жили и работали почти полтысячи человек – в основном малайцы и «эмигранты» едва ли не со всей Индонезии.

  Несмотря на весьма скромные масштабы семейных владений (27 островов общей площадью 14 кв. км), Джордж Клюни-Росс поддался монархическому соблазну и провозгласил свои земли королевством, а себя, соответственно, королем. Британия, разумеется, игнорировала его претензии. Кокосовые острова формально были обязаны подчиняться администрации колонии Стрейтс Сеттлментс. На деле же Клюни-Россы управляли островами по своему усмотрению. Их семейный бизнес процветал.  Кокосовое масло стало основным сырьем для мировой мыловаренной промышленности, спрос на него постоянно рос. И в 1910 году Джон Сидней, правнук основателя колонии и новый ее правитель, задумался о собственной валюте. Отец Сиднея дважды пытался выпускать свои рупии: в 1887 году – кожаные, расписанные вручную чернилами, и в 1902 году – бумажные, отпечатанные в типографии. Этими бонами Клюни-Россы расплачивались с работниками, которые, в свою очередь, покупали на них товары в лавках при плантациях и рассчитывались друг с другом. Хотя во все времена выпуск собственных денег был выгодным делом (прибылью являлась разница между себестоимостью и номиналом), Клюни-Россы руководствовались еще одним мотивом. Они отказались от использования любых ходивших за пределами Кокосов денежных знаков, дабы у поселенцев не было возможности приобрести на заходивших сюда судах огнестрельное оружие и алкоголь.
   Но кожаные и бумажные деньги быстро изнашивались. На выпуск же металлической монеты Сидней не замахивался.  Это семейство Бруков, владевшее Сараваком на севере Борнео, могло позволить себе чеканить свои центы миллионными тиражами в Бирмингеме - у них и владения были несравнимо больше, и дела гораздо масштабней (Саравак торговал каучуком, перцем, ценной древесиной, тем же кокосовым маслом). Сиднею же требовалось всего несколько тысяч монет. Неизвестно, что навело его на мысль использовать иворин – пластик, имитирующий слоновую кость. Легкий, прочный и недорогой материал, из которого в то время делали множество бытовых вещей - от бильярдных шаров и шкатулок до расчесок и бритвенных ручек. Выпускать монеты из иворина можно было прямо на островах, закупив нужное количество заготовок.

Пластиковых монет такого номинала осталось слишком мало во всем мире, поэтому в наличии есть только этот ч\б скан
   В 1913 году Сидней Клюни-Росс «начеканил» 21 тысячу монет номиналом от 5 центов до 5 рупий. 5, 10 центов и 2 рупии он сделал круглыми, 25 центов и 1 рупию – квадратными, а 50 центов и 5 рупий – восьмиугольными. На одной стороне каждой монеты были оттиснуты номинал, серийный номер и имя J.S. Clunies Ross. На другой – дата, когда Джон Сидней унаследовал острова (1910 год) и придуманный его отцом герб: щит с птицами и рыбами в окружении кокосовых пальм и девиз Pro patria. В переводе с латыни - «За родину» (старый европейский патриотический лозунг). Шотландская кровь в жилах потомков капитана Клюни-Росса давно смешалась с азиатской, и они действительно считали Кокосы своей родиной. Причем строго следовали заветам «отца-основателя». Островное общество представляло собой нечто среднее между кланом и коммуной: свой дом для каждой семьи, никаких налогов, бесплатные больница, школа и даже электричество (в начале XX века, одновременно со строительством телеграфного узла, на островах появилась электростанция). Любой поселенец  мог при желании покинуть Кокосы. Но без права на возвращение.
  Клюни-Россы полагали, что обрели на островах независимость, но большая политика все-таки добрались до них. В ноябре 1914 года на Кокосах высадился десант с германского крейсера Emden с целью разрушить телеграфную станцию, связывавшую Австралию с британскими владениями в Африке. Поселенцы успели послать сигнал о помощи; подоспевший австралийский крейсер Sidney, после ожесточенного боя, вынудил Emden выбросится на рифы. Во Вторую мировую войну острова неоднократно бомбили японцы. Для англичан, потерявших Гонконг и Сингапур, Кокосы стали одним из важнейших плацдармов в Юго-Восточной Азии. В 1944 году, на месте вырубленных пальмовых плантаций, они построили аэродром и военную базу для 7000 солдат. После войны сын Сиднея Джон Сесил принялся восстанавливать семейное хозяйство. Монеты из иворина вернулись в обращение и использовались на островах до 1955 года, когда Кокосы на правах ассоциированной территории перешли под контроль Австралии.
  Официальной валютой островов стал австралийский фунт. Несмотря на это, Клюни-Росс в 1968 году выпустил платежные жетоны из цветной пластмассы - от 1 цента до 25 рупий. Правда, исключительно для расчетов на территории своих плантаций. Семейный бизнес Клюни-Россов, впрочем, так и не поднялся до прежних высот. Хотя спрос на копру и кокосовое масло на мировом рынке оставался высоким, цены были уже не те, и маленькие острова не выдерживали конкуренции с гораздо более крупными экспортерами этого сырья - такими, как Малайзия и Филиппины. В 1978 году Джон Сесил продал Кокосовые острова Австралии за 4 млн английских фунтов (или $6,25 млн). За год до того он заказал в Швейцарии большую партию (несколько десятков тысяч) настоящих монет из бронзы, никеля, серебра и золота десяти номиналов - от 5 центов до 150 рупий. Вероятно, это была одновременно и коммерческая акция, и последняя «декларация независимости» Клюни-Россов. Примерно треть тиража сразу упаковали в коллекционные mint и proof sets. А некоторое количество центов и никелевых рупий, похоже, успело побывать в обращении (во всяком случае, каталожные цены на эти номиналы начинаются с состояния VF).             Дизайн всех монет того выпуска одинаков: на аверсе - портрет капитана Клюни-Росса, на реверсе - кокосовая пальма, источник былого богатства непризнанного королевства.
Пальм на островах по-прежнему много, но основной доход Кокосам теперь приносит туризм. Туристы же являются основными «потребителями» новых монет в 5, 10, 20, 50 центов и 1, 2 и 5 долларов, отчеканенных в 2004 году в Австралии по заказу администрации Кокосовых островов. Любопытно, что на аверсе этих монет изображена пальма образца 1977 года. Клюни-Россы оставили по себе прочную память.
    Правительство Острова Кокос (Килинг) выпустило памятную монету, посвященную 50 летию вхождения острова Кокос в Австралийское сообщество 23 ноября 1965 года. На монете изображена красноногая птица Booby, колонии которых в огромном колличестве расположены на этом острове.

No comments:

Post a Comment